Цвет не является свойством света как такового, а есть результат его взаимодействия со специфическими фотопигмент и последующими психическими процессами. Восприятие цвета имеет три измерения. Прежде всего это фон, который характеризуется качеством цвета: красный, зеленый, фиолетовый и т.п.. Следующее, насыщенность — отражает количественный аспект цвета — от белого, насыщенность которого равна нулю, через густые пастельные оттенки до полностью насыщенного, например, золотисто-желтого. И наконец, яркость определяется амплитудой световых волн, т.е. числом фотонов, участвующих в каждом колебательном цикле, что соответствует восприятию большего или меньшего интенсивности света.
Таким образом, в основе психологических измерений восприятия цвета лежат чисто физические явления, которые позволяют учитывать информацию об окружающем мире в психологическом плане.
Свет — это колебания электромагнитного поля, оно распространяется в виде квантов энергии, которые называются фотонами. Свет распространяется во всех средах и во всех направлениях со скоростью 300 000 км / с. Амплитуда световой волны соответствует интенсивности света и зависит от числа фотонов, которые выбрасываются источником света в секунду.
Восприятие цвета зависит от освещенности. Лучше цвета различаются при солнечном свете. В сумерках красный цвет подобен черному, желтый — к серому. Зеленый и голубой в сумерках кажутся еще светлее.
Активные цвета (красный, желтый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с дальнего расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой, фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, нечеткими. Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, а все темные (особенно черный), соответственно, уменьшают их благодаря иррадиации (контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера). Например, темный квадрат на белом фоне будет выглядеть меньшим по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя в действительности их размеры одинаковы.
До психологического воздействия цвета принадлежит их символика. Цвета осуществляют разнообразные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от возраста, вероисповедания, места проживания, национальности, социального положения и имеют разные значения. Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый — символ весны, плодородия у многих народов Востока, Индокитая и символ коварства, лжи, предательства и лицемерия в Европе. Черный цвет — символ траура в большинстве стран. Оранжевый — цвет радости, бодрости — создает оптимистический настрой.
Чешский специалист Гизель Освальд, исследуя цветовую символику, обнаружил, что белый цвет нежелателен в Китае, Южной
Африке, поскольку там он означает траур, смерть. Сочетание красного, белого и голубого нежелательно в Таиланде.Голубой цвет по политическим соображениям не любят арабы. Желтый цвет в странах Ближнего Востока означает траур и болезнь.
К тому же следует помнить, что цвет и цветовая гамма (много цветов) дополнительно влияют своей энергетикой на подсознание и весь организм, независимо от психологического воздействия.
Исследования ученых доказали связи между цветом и психологическими характеристиками молодежи [Г. Фрилинг, К. Ауэр, 1973].
Психологические исследования детей показали, что они оказывают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте дети предпочитают красном или пурпурном цвета, девушки — преимущественно роз. В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постоянно меняется — сначала до оранжевого, позже до желтого, желто-зеленого, а затем до зеленого. После 12 лет любимый цвет — синий. Статистические исследования подтвердили, что синему цвету отдают предпочтение большинство взрослых.
Такое изменение цвета совпадает с процессами общего развития, со склонностью к более глубоким цветов. Пурпур — символ сказочного мира, красный цвет — символ теплоты и активности. Любовь детей к зеленому цвету совпадает с их переходным возрастом.
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
[Г. Фрилинг, К. Ауэр, 1973]
1. Стимулирующие (теплые) цвета — возбуждают и влияют как раздражители:
— Красный — волевой, жизнеутверждающий;
— Кармин — властный, требующий;
— Оранжевый — теплый, уютный;
— Желтый — контактируя, лучезарный.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета — утоляют роздрату ния:
— Фиолетовый — глубокий, тяжелый;
— Синий — подчеркивает дистанцию;
— Светло-синий — вводит в пространство, направляющий;
— Сине-зеленый — подчеркивает движение, изменчивость.
8. Пастельные цвета — приглушают чистые цвета:
— Розовый — нежный, создает впечатление загадочности;
— Сиреневый — замкнутый, изолированный;
— Пастельно-зеленый — ласковый, мягкий;
— Серо-голубоватый — сдержанный.
4. Статические цвета — способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
— Чистый зеленый — требовательный, освежающий;
— Оливковый — успокаивающий, смягчающий;
— Желто-зеленый — восстанавливающий, розкрипачуючий;
— Пурпурный — изысканный, претенциозный.
5. Цвета глухих тонов:
— Серый — не вызывает раздражения;
— Белый — утоляет раздражения;
— Черный — помогает сосредоточиться.
6. Теплые темные тона — стабилизируют раздражение, действуют вяло, инертно:
— Охра — смягчает раздражительность;
— Коричневый, землянистая — стабилизирующий;
— Темно-коричневый — смягчающий возбудимость.
7. Холодные темные цвета — изолируют и подавляют раздражение: темно-серые, черно-синие, темно-зелено-синие.
Необходимо иметь в виду, что цвета приобретают разного тона, в зависимости от того, как их комбинировать.
Полярные цветовые пары при первом рассмотрении имеют следующие признаки:
— Желтый — ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения;
— Оранжевый — синий (зеленый — синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;
— Красный — зеленый (синий — зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отчего создается впечатление жизнеутверждения, импульсивности.
Неполярные цветные пары имеют такие признаки:
а) группа 1:
— Желтый — красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота.
б) группы 1 и 4:
— Желтый — пурпурный: неблагозвучность, подвижность;
— Золотой — пурпурный: прочность, достаточность, праздничность;
— Оранжевый — красный — зеленый: импульсивность.
в) группы 1 и 2:
— Красный — синий: динамика отталкивания, волнение;
— Красный — ультрамариновый: претенциозность, резкость.
г) группы 1-4:
— Синий — розовый: нерешительность, застенчивость, разрозненность;
— Пастельно-зеленый — розовый: слабость, нежность, радушие.
д) сравнение с цветами группы 6:
— Темно-коричневый — синий: бескомпромиссность;
— Темно-коричневый — охра: оцепенение, жестокость, зазем-ленисть.
е) сопоставление с цветами группы 5:
— Зеленый — серый: родственность, пассивность;
— Синий — серый: нейтральность, холодность;
— Красный — черный: подавление жизненности, опасность;
— Оранжево — черный: опасность;
— Желтый — черный: разрыв, фиксирование внимания, угнетение осяйности;
— Синий — черный: подчеркнутостью удаленности синего, ночь;
— Желтый — белый: озарение, просветление;
— Синий — белый: чистота, холодность;
— Зеленый — белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
— Розовый — белый: слабость, бледность.
Прикладные вопросы использования цветов для производственных нужд решает кольоропсихолог.