Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству?

Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству, может ли он быть, например, банкиром?

И может ли он своим богатством спасти душу? Эти нравственные вопросы часто волнуют современных православных христиан.

Бедность порождает зависть?

Деление людей на касты, на богатых и бедных существовало всегда. И всегда люди стремились быть богатыми.

Но христианская религия учит нас не стремится к материальному богатству (маммоне), а ценить духовное, Христос призывал не служить двум господам, он говорил, что богатому не удастся войти в царство Божие. Так как же должен думать христианин, к чему он должен стремиться — к бедности? Бедность, конечно, не порок, но что она приносит людям? Ничего хорошего. Кроме того, бедность неизбежно порождает разрыв, пропасть между неимущими и богатыми, а из этого часто рождаются зависть, ненависть, что в свою очередь ведет к настоящим общественным катаклизмам (войнам, бунтам и революциям).

Правильное отношение христиан к деньгам и богатству

При этом церковь всегда с уважением и теплотой относилась к благотворительству и благотворителям, а истории известны случаи святых, бывших очень богатыми людьми, и грешников, шедших на преступления от своей нищеты. Много есть случаев, когда бедные из зависти и ложном чувстве справедливости разрушали, крушили и громили нажитое добро более богатых людей, беря на душу грех. Когда-то русские считались радушными, сердечными, умеющими радоваться за других и переносить свои лишения стойко и с достоинством. Современные же бедняки предпочитают равенство в бедности и жестоко наказывают всяких по их мнению выскочек.

Что же по этому поводу говорят православные священнослужители? Они заявляют, что зависть есть величайший грех, разрушающий душу и не дающий возможности попасть в царство Божие. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй говорил, что ни бедность, ни богатство не являются сами по себе ни добродетелью, ни грехом, и все зависит от того, чем наполнен человек, от его внутреннего мира.

Патриарх подчеркивал, что Церковь благодарна тем меценатам, которые помогают в строительстве храмов, создании богаделен, детских приютов. Однако никому нельзя забывать о том, что бедность — это искушение, она может озлобить человека, ввергнуть его в отчаяние, а порой и подтолкнуть на преступление. Поэтому, отмечал Алексий второй, задачей православных христиан и священников является преодоление бедности. Печально, что нищета находится рядом с вызывающей роскошью, а настоящий честный труд оценивается неадекватно — пенсионеры подчас лишены самого необходимого для жизни.

Что же делать?

Патриарх Московский и Всея Руси предлагает создать для искоренения бедности экономику, ориентированную на этические ценности, а также поработать над отлаживанием системы ответственности общества перед своими гражданами. Только при таких условиях, когда богатство станет результатом созидательного и самоотверженного труда, стремление к материальным благам будет уравновешиваться духовно-нравственными принципами. Ведь труд является долгом и перед людьми, и перед Богом. Митрополит Кирилл, ставший Патриархом, высказывал возмущение по поводу того, что в богатейшей интеллектуальным потенциалом и природными ресурсами стране России возмутительно низкий уровень жизни простых граждан, что порождает практический самый высокий в мире разрыв между бедными и богатыми. В связи с этим он призывал власти применить часть Стабилизационного фона на то, чтобы преодолеть нищету в стране, при этом активно стимулируя развитие инфраструктуры и инновационных технологий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *